Персональный сайт учителя гуманитарных наук
Владимира Федоровича Басова
по следующим предметам:
история, обществознание, политология, экономика, правоведение, МХК.

Меню сайта
Если вам понравился мой сайт, то скорее сделайте 2 вещи:
1. Добавить в Избранное или нажав кнопки: Ctrl+D.
2. Нажмите на ту кнопку социальной сети, в которой вы
зарегистрированы, чтобы поделиться с друзьями ссылкой на сайт и не забудьте оставить комментарий!
А лучше сразу в нескольких социальных сетях рассказать своим друзьям обо мне
Категории раздела
ИСТОРИЯ [32]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [14]
ПРАВОВЕДЕНИЕ [3]
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - МХК [0]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 125
Друзья сайта
  • сайт МОУ СОШ №2
  • Статистика

    Сейчас на сайте: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.05.2018, 17:06

    Главная » Статьи » ИСТОРИЯ

    Факультатив по православию
    Образовательная 

    программа

    факультативного курса

    «Основы православия»

    Автор программы:

    Басов Владимир Фёдорович,

    учитель МОУ СОШ № 2 п. Добринка 2010 год

                                                   

    Пояснительная записка

                                                                                                     

    «Чем больше я изучаю природу, тем более

    изумляюсь неподражаемым делам Создателя».

                                                                                                (Луи Пастер, Франция)

         Наше время отличается не только стремительно растущими возможностями, но и глобальными проблемами. Напряжённость реальной жизни побуждает многих искать выход из тупиковой ситуации, вызывает потребность в утешении, светлой надежде, тихой и спокойной пристани. Многие находят это в православной вере.

         Есть, конечно, и атеисты.  Но без веры жить невозможно. Она бывает разная: Родине, матери, другу, знаменитому человеку.  Но вера в Бога даёт возможность понять Истину, которая заключается в Любви  к Богу. Через эту Любовь человек освобождается от зла, живёт обновлённой жизнью в соответствии с Заповедями Божьими, принося огромную пользу людям, обществу, создавая образ Божий в себе.

         Новое поколение россиян не сможет успешно обустраивать свою страну, не обладая знаниями о православной вере и её роли в истории российской цивилизации.

         Православные обряды и праздники сохранялись и в советские времена. Сегодня ряды православных верующих заметно помолодели: ныне люди в возрасте от 22 до 50 лет составляют больше половины от числа верующих в Бога. Таким образом, опровергаются ещё недавно бытовавшие представления о том, что религиозность – удел пожилых людей. Среди верующих сегодня каждый второй со средним образованием и каждый третий – с высшим. Религиозной стала часть интеллектуальной и творческой элиты.

         Эти факты свидетельствуют о возвращении жизни россиян в нормальное общечеловеческое и цивилизованное русло после 70 – летнего эксперимента по построению единственного в мире безрелигиозного, атеистического общества.

         Одновременно многие люди увлеклись мистикой и различными формами оккультизма, идёт активное вторжение в духовную жизнь наших граждан зарубежных религиозных объединений, имеющих огромные финансовые возможности.

         Современному человеку, а молодому особенно, необходимо разбираться в потоке «массовой культуры». Безликие, усреднённые, а порой и откровенно безнравственные её образцы наиболее успешно распространяются именно среди тех,  кто утратил связь с духовными традициями своего народа.

         Взрослея, молодой человек обязательно столкнётся со злом и несправедливостью в окружающем мире. Это потребует осознания и осмысления. Уже в детском возрасте ребёнок ищет ответы на вечные вопросы: что есть я, в чём смысл моей жизни, как возник и устроен мир, что будет со мной после смерти?

          Православная религия отвечает на них. Следовательно, её изучение является одним из путей приобщения к самым сокровенным тайнам бытия и человеческой души. Знакомство с этикой религии ведёт к глубокому познанию человеческого поведения и исторического процесса во всех его проявлениях.

         Изучение православия напрямую связано с жизнедеятельностью человека, с его безопасностью. Нам постоянно приходится вступать в контакт с людьми, исповедующими различные религиозные взгляды. В нашей школе есть католики, мусульмане, протестанты. Наши дети должны овладеть искусством понимания других людей, а педагоги должны грамотно вести мировоззренческие беседы.

         Пользуясь религиозным вакуумом в умах современных россиян, миссионеры, как свои, так и зарубежные, обрушились на главную аудиторию – молодёжь. Среди учителей жизни, которые могут встретиться где угодно, есть и шарлатаны, и люди, преследующие корыстные цели,  и просто психически неполноценные.

         В Добринке есть молитвенные дома адвентистов, баптистов, свидетелей Иеговы, которые финансируются из-за границы, в основном из США, и преследуют цель- разобщить православных верующих, т.е подорвать один из главных устоев нашего государства.

         Поэтому молодёжь необходимо специально знакомить с набором элементарных правил, так называемой, «религиозной безопасности». Только знания помогут избежать трудных, а подчас и трагических ситуаций. Столкнувшись с человеком, пришедшим «по нашу душу», подростку легче будет распознать, где настоящее «лицо», а где привлекательная «маска» той или иной сектантской  организации. Вот этой цели и подчинена работа в кружке «Основы православия».

         Программа  рассчитана на 34 занятия в год ( 1 раз в неделю). Занятие следует строить так, чтобы детей захватывало повествование, чтобы они побольше слушали и смотрели на иконы, картины, фотографии, просматривали видеофрагменты , отбор которых   выдержан в соответствии с христианскими традициями и чувством меры. Кроме наглядности (крест, молитвенник, Евангелие, свечи и др.) используются аудиозаписи и кинофильмы, материалы Интернета(фрагменты церковной службы, православных обрядов и святых таинств,  церковные песнопения, иерусалимский огонь и т.д.) Программа может использоваться для учащихся среднего звена обучения (5-9 классы), а также и для учащихся 10-11 классов.

     

    Цель  программы:

    Ø  духовно – нравственное воспитание детей и подростков;

                                                           Задачи  программы:

    Ø  приобщение к традиционным православным  ценностям своего Отечества;

    Ø  развитие эстетического вкуса на основе  приобщения к православной культуре;

    Ø  формирование знаний о ценностях и святынях православной культуры и осознание их значения для себя  и своего народа;

    Ø  развитие творческого потенциала в рамках православной этики и эстетики.

                                                  Содержание программы.

                                Храмы, соборы и монастыри ( 3  часа)

    (определение понятие «Храм», внешний вид христианского храма, внутреннее расположение храма, алтарь, царские врата, клиросы, амвон, приделы, паперть, иконостас,

    отличия собора от храма, устройство монастыря, лавра)

     Священные предметы (1 час)      

    (Святой крест. Святыя иконы).

     

    Священные одежды (1 час)

    ( Священные одежды при Богослужении, принадлежности архиерейского служения).

     

    О священных сосудах ( 1 час)

    ( Потир, дискос, звездица, лжица, покровы, губка)

     

    Обряды и святые таинства, наиболее употребительные при богослужении (2  часа)

    ( Крестное знамение, поклонение, коленопреклонение, благославение священнодействующего, каждение, возжение свеч, исповедь, причастие, крещение, венчание, елеосвящение, миропомазание, обряд священства).


                                       Богослужение православной церкви (8 часов)

    ( Понятие Богослужения, виды суточного Богослужения: вечернее, утреннее, дневное, всенощное бдение, ектении: великая, просительная и сугубая, литие и благославение хлебов,  Евангелие, псальтырь, кафизмы, каноны, ирмосы).

                                      Литургия (1 час)

    ( Понятие о литургии, структура литургии, литургия Василия Великого).

     

                                      Православные праздники (4 часа)

     

    ( Рождество Богородицы, Введение в храм Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение, Святая Троица, Воздвижение Креста Господня)

     

                                      Библия как культурно-исторический источник (2 часа)

    ( Ветхий завет и пророки, Новый завет и евангелисты, заповеди).

     

                                      Евангелие от Луки ( 10 часов)

    ( Рождение Иисуса, мальчик в храме, жизнь Иисуса Христа, притчи, молитва Господня, история Закхея, торжественный въезд в Иерусалим, предательство и отречение друзей, суд и казнь, Воскресение).

     

                                      Повторительно-обобщающий урок, экскурсия в храм (1 час

                                                   

    Скачать в формате .doc Тематический план

    факультативного курса « Основы православия»

    Календарно-тематический план факультативного курса  
    Использованная литература:

    - Библия ( Ветхий и Новый Завет);

    - Евангелие от Луки;

    - Записки по предмету Закона Божия ( Киев РПО «Полиграфкнига» 1993 г.;

    - Жизнь Иисуса Христа (методические рекомендации для проведения бесед с учащимися, Москва, 2000 г.);

    - Размышления о Божественной Литургии Н.В.Гоголя (г.Брест,1994 г.);

    - О внешнем облике Спасителя и Пресвятой Богородицы (Москва «Новая книга», 1996 г.);

    -  Возвращение блудного сына. Взаимоотношения родителей и детей (Москва «Паломник», 1999 г.).

    Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Басов (26.12.2011)
    Просмотров: 2489 | Рейтинг: 0.0/0
    Copyright © 2010 Все содержание является объектом авторского права.
    Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с ГИПЕРссылкой вида: http://www.istorikbasov.ru/ - Сайт учителя истории Басова В. Ф.
    Сделать бесплатный сайт с uCoz