Персональный сайт учителя гуманитарных наук
Владимира Федоровича Басова
по следующим предметам:
история, обществознание, политология, экономика, правоведение, МХК.

Меню сайта
Если вам понравился мой сайт, то скорее сделайте 2 вещи:
1. Добавить в Избранное или нажав кнопки: Ctrl+D.
2. Нажмите на ту кнопку социальной сети, в которой вы
зарегистрированы, чтобы поделиться с друзьями ссылкой на сайт и не забудьте оставить комментарий!
А лучше сразу в нескольких социальных сетях рассказать своим друзьям обо мне
Категории раздела
ИСТОРИЯ [32]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [14]
ПРАВОВЕДЕНИЕ [3]
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - МХК [0]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 125
Друзья сайта
  • сайт МОУ СОШ №2
  • Статистика

    Сейчас на сайте: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.05.2018, 17:04

    Главная » Статьи » ИСТОРИЯ

    История крестных ходов на Добринской земле

    Введение

       Мне в своей жизни довелось участвовать в крестных ходах.  Я это делал по просьбе священников, можно сказать по одной моей вере в Бога. Но сейчас мне 15 лет и я сознательно заинтересовался этой проблемой. Для чего люди совершают крестные ходы?  Какие цели они преследуют? Как эти мероприятия связаны с православной верой? Когда в истории  начались крестные ходы?  Каковы их виды? Обо всем, что я узнал из различных источников, пойдет мой рассказ.

                           История возникновения крестных ходов.

       Что такое крестный ход? Крестный ход — торжественное совместное шествие священнослужителей и мирян с хоругвями, иконами и другими святынями к какому-либо месту

    Начало крестных ходов восходит к ветхозаветной истории. Их прообразы совершали цари Давид и Соломон. В древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, для поспешения которого нужна была молитва всего народа, устраивались народные процессии с несением Ковчега Господня.

    В новозаветной истории установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим — образец крестного хода, данный самим Господом, который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

    В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в глубокой древности. Константин Великий (III-IV вв.) отправлялся на войну не иначе как в сопровождении священников, а перед сражениями совершал крестный ход. Император Юстиниан (V-VI вв.), зная чудодейственную силу крестных ходов, законодательно определил время и порядок совершения крестных ходов, отмечая особо его необходимость перед строительством храмов и монастырей, а также запретил совершать крестные ходы без епископов и священников.

    В дальнейшем всякое выдающееся событие Церкви ознаменовывалось крестными ходами: основание и освящение храмов, перенесение мощей и церковных святынь, встреча народом и духовенством архипастырей и царей, торжественные и государственные празднества — всегда сопровождались общими молитвами с крестными ходами. Не только во дни радости, но и во дни скорби проводились крестные ходы. На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время крестного хода, была безгранична.

    Цели, смысл и назначения крестных ходов.

       Основной целью крестного хода является прославление Господа и Его великих угодников, а также молитвенное единение, несение трудностей и оказание милосердия всем нуждающимся.

    Задачами же крестного хода являются, в первую очередь, объединение людей для общей молитвы, испытание духа и тела и оставление всего суетного мирского, вознося свои мысли и чувства к Создателю.

    Особое значение имело проведение в 2014 году крестного хода из Хотьково в Сергиев Посад в рамках празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского. В крестном ходе, который возглавил Патриарх Кирилл, приняли участие более 30 тысяч человек.
    Однако не все знают, в чем заключается его смысл. Крестный ход - это многолюдное торжественное молебное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту, например святому источнику, с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило название и само шествие. Участники крестного хода несут также Святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют богослужебные песнопения: тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу).

    Крестный ход является выражением единой народной веры и усердным молением к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.

    Виды крестных ходов.

        Известна традиция совершения крестных ходов, когда в какой-либо местности есть чудотворная икона, мощи святого или другая почитаемая святыня. И туда в день праздника собирается один многолюдный торжественный крестный ход от близлежащих городов и деревень. Так, например, было раньше в Пюхтицком монастыре на праздник Успения. В деревнях для нужд труждающихся совершают крестный ход по полям для освящения сельскохозяйственных угодий.

    Крестные хода в Православной Церкви, с древних времен, были: умилостивительные, покаянные, благодарственные и торжественные.

    Первые, умилостивительные, особенное развитие получили на Востоке. Такие крестные ходы совершались с особыми приготовлениями и особой торжественностью.

    Они издревле совершались христианами в начале важного события для Церкви или государства, а также в случае опасности для жизни и благосостояния от причин естественных или в случае опасности для Православия.

    Другие крестные хода, которые совершались при основании храма или его обновлении, носили характер благодарственный.

    По случаю строительства в городе Одессе Никольского собора был совершен крестный ход: “По окончании Божественной Литургии в старой соборной церкви начался благовест и продолжался целый час. Граждане спешили к сему торжеству, и каждый желал узнать настоящую причину сей священной процессии; потом, когда его сиятельство с прочими чинами прибыл к собору, то учинено крестное хождение к новосозидаемому храму, при стечении многочисленного народа”.

    Священное торжество по окончании реставрации Успенского кафедрального собора во Владимире. 29 сентября 1891 года в 12 часов началось молебное пение Божией Матери и святым князьям Георгию, Андрею и Глебу. Продолжая петь молебен, все честное собрание вышло на крестный ход с иконами и святыми мощами из западных врат собора. После прочтения молитвы на обновление храма, его стены были окроплены святой водой. Шествие совершалось вокруг собора в следующем порядке: впереди хоругвеносцы несли фонарь и запрестольный крест, за ними хоругвеносцы с хоругвями, псаломщики градских церквей по два в ряд, певчие архиерейского хора по два в ряд, священники, протоиереи градские и многие прибывшие из других епархий по два в ряд, свещеносец и посошники с орлецами, иподиакона с дикирием и трикирием, два диакона с рипидами, архимандрит Никон со святым крестом и архимандрит Досифей со святым Евангелием, Высокопреосвященнейший Феогност и Преосвященнейшие Владимир и Александр, протодиакона и соборный диакон со святой водой. Во время крестного хода вокруг собора трезвон был во всех городских церквях.

    В истории как Восточной, так и Русской Церкви мы видим много примеров покаянных крестных ходов: во время засух, наводнений, землетрясений, моровых язв.

     

    История крестных ходов в России.

       В России крестные хода были приняты от греческой Церкви и существовали на всем протяжении ее истории. Сама церковная история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Летописцы сохранили многочисленные примеры крестных ходов во все последующее время - начиная от великих князей русских Ярослава I, Изяслава I, Владимира Мономаха, торжественно переносивших мощи святых князей Бориса и Глеба, крестные ходы совершались по самым разнообразным поводам по обычаю Церкви Константинопольской. Кроме постоянных и общецерковных (в Пасху, Богоявление) на Руси было много специальных крестных ходов, вызванных различными обстоятельствами ее исторической жизни. С особой торжественностью и особым благолепием совершались они при непременном участии патриархов и царей всея Руси.

    Уже в XII веке мы видим благочестивую традицию совершать крестные хода при перенесении мощей святых. 2 мая 1115 года в правление Владимира Мономаха состоялось перенесение мощей святых Бориса и Глеба из старой церкви в новый каменный вышегородский храм. Собрались воеводы, бояре, духовенство и бесчисленное множество народа, которые при пении псалмов со свечами сопровождали останки святых.

    Современные крестные ходы по Добринской земле.

         Крестные ходы в Добринской земле проходят под предводительством атамана казаков Смольянинова  Владимира Викторовича.  При каждом церковном празднике проходит данное мероприятие. Особенно ярким является крестный ход на праздник Пасхи.

    В субботу на светлой седмице по старой доброй традиции состоялся крестный ход вокруг поселка Добринка. За 2 часа люди во главе с настоятелем Никольского храма протоиереем Александром Адоньевым и клириком протоиереем Алексеем Гузенко преодолели расстояние в 15 километров.

    Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно.

    По сложившейся традиции вот уже третий раз в субботу Светлой седмицы, в этом году она пришлась на субботу, был совершен крестный ход от Никольского храма по кольцевой дороге вокруг п. Добринка.

    После Божественной Литургии колонна прихожан в количестве более 100 человек с хоругвями и иконами начала свое движение с пением пасхального тропаря «Христос Воскресе». Возглавляли колонну представители Добринской казачьей общины «Союз казаков» под предводительством своего есаула – Смольянинова Владимира Викторовича. Участниками крестного хода были как жители п. Добринка, так и других сел района. Отрадно, что в этом году было много детей. 

    17 учащихся с МБОУ п. Петровский во главе с учителями Шебаровой Т.М., Скворцовой Н.Т. и Тереховым А.Л. тоже стали участниками Крестного хода. Наши добринские казаки выделили машину для подвоза детей к храму и обратно. С казачьей общиной  у МБОУ СОШ п. Петровский установились дружеские  доверительные отношения, тем более, что учитель Терехов А. Л. Сам состоит в «Союзе казаков».

    Так вот половина из состава детей этой школы, участвующих в Крестном ходу - это ученики 7Б класса, классным руководителем которого является Шебарова Т.М.  Она глубоко убеждена, что преподавать духовно-нравственное воспитание детям нужно только воочию и непременно собственным примером,  выискивая любые возможности, особенно такие глубокие и действенные, как участие в Крестных ходах.

    При прохождении колонны по улицам Добринки священнослужители окропляли водой и приветствовали людей словами: «Христос Воскресе», на что в ответ слышалось радостное: «Воистину Воскресе!» В этом восклицании выражается глубочайший смысл праздника – радость победы Жизни над смертью. Отрадно, что в этом году добринцы вели себя более раскрепощенно, когда видели, что к их дому приближается Крестный ход. Многие подходили, чтобы пройти под иконами и позволить священнику окропить себя святой водой, а еще подпеть тропарь. Из- за жаркой погоды отец Александр и отец Алексий окропляли всех неустанно, причем очень щедро, даже вода стекала с одежды людей, священники следили за тем, чтобы никого не пропустить, для этого люди выстраивались в шеренгу по двое:

    Рука священника кропить устала.

    Но все же это не мешало

    Ему молиться и нести свой крест.

    На протяжении двухчасового отрезка времени практически никому из участников православного мероприятия не стало плохо. Откуда-то начинал дуть освежающий ветерок. Так и прошли все 15 км, словно на одном дыхании, хотя в пешей ходьбе мало сейчас кто упражняется. Но на Крестном ходу смогли это сделать все.

    « На путях и перекрестках творим моления для того, чтобы очистить все пути, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, чтобы освятить и людей, и все, что потребно им для жизни, - то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемые места сделалось причастниками Божественной благодати", - наставлял Симеон Солунский. Участники крестного хода хорошо помнили это наставление.

    По окончании все сфотографировались на память. Уставшие, но окрыленные люди расходились, разъезжались домой. У всех остались яркие впечатления от этого события. Верится, что традиция совершения Крестных ходов на Светлой седмице будет ежегодно продолжаться и число участников станет расти.  

    Есаул добринских казаков Смольянинов Владимир Викторович поделился своими мыслями о целях проведения крестных ходов. Он отметил, что эти мероприятия начали проводится примерно 8 лет назад по инициативе казачества. Казаки играют одну из главных ролей в этих ходах, так как несут крест, хоругви и другие предметы православной веры. Само казачество – это старые традиции России, которые формируют высокую нравственность и преданность своей вере. Для казаков важна не только молитва за всех русских людей, но и приобщение к патриотизму, сохранение памяти о своих исторических корнях.

    Мой учитель истории – Басов Владимир Федорович также участвует в крестных ходах. Об одном из таких мероприятий он мне рассказывал: « 28 июля у меня день Ангела, так как это день Крещения Руси и Святого Владимира. В один из таких праздников я нес крест во время крестного хода. Делал я это по моей вере и в память не только о Святом Владимире, но и моих родителей и родственников. Мое сердце наполнялось великой радостью Этот день в моей жизни не только радостный, но и печальный, так как совпадает с кончиной моего отца. Целью моего несение креста было приобщение как можно большего количества людей к православной вере. Ведь, к сожалению, до сих пор некоторые стыдятся ходить в храм или считают это пустым времяпрепровождением».

    Как рассказал житель Добринки Распопов Владимир, который был участникам всех ходов по Добринке, а этим летом и крестного хода из Липецка до Задонска, его целью было не только испытать свою выносливость, но и помолиться за свою умершую маму и родственников. Его поразило единение народа и его огромное скопление  в Задонске, куда пришли верующие за сотни километров из Воронежа, Ельца и других городов.

     

    Заключение

    Немало испытаний выпало на русских православных людей. Как говорится в песне «Ты припомни, Россия, как полжизни ушло у тебя на бои!». Многие захватчики пытались покорить землю Русскую, душу Русскую убить. Но, к счастью, русскому человеку дана великая сила – это православная вера. Она спасала Русь, Россию от всяких бед. Богородица своим покровом оберегала нас. Крестные ходы – это не только дань традиции, но и благодарность русской земле, Богу за наше спасение. Это  еще и освящение нашей земли, ее очищение от грехов и напоминание всем нам о бренности земной жизни и вечности существования души человека.

    Свое повествование я хочу закончить стихами Владимира Соколова



    Люди идут куда-то,
    Словно река течёт,
    Будто они – солдаты,
    Будто война идёт.
    Вместо ружья – молитва,
    Хоругви несут впереди.
    Это – с грехами битва.
    Битва на всём пути.
    Двадцать часов в сутки
    Люди идут вперёд.
    В редкие промежутки
    Кто-то из них отдохнёт.
    Где-то акафист читают,
    Где-то молитвы поют.
    Духом Святым питают
    Сердца свои люди тут.

    Что же за сила такая
    Их заставляет идти?
    Духа Святаго стяжают
    Люди на крестном пути.
    И просветляются души,
    Ясно глядят глаза.
    Их ничего не душит,
    Им не страшна гроза.
     

                                     Источники. Литература.

    1. Брояковский С., свящ. Крестные ходы и их значение. Киев, 1901.
    2. Громыко М.М. Крестный ход// Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Сост. О.А.Платонов. М., 2000.
    3. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. II. М., 1991.
    4. Крестные ходы в Москве. СПб, 1886. (Без указания автора).
    5. Филимонов К. Сергиев Посад, страницы истории с XIV – начало ХХ в. М., 1997.
    6. Аничков-Платонов И. Рассуждение о крестных ходах Православной Церкви. М., 1842. С.16-17.
    7. Сократ. Церковная история. Саратов. 1911. С.346-347.
    8. Иоанн Златоуст, свт. Творений. Т.VI. кн.1. СПб. 1900. С.562
    9. Крестные ходы в Москве. СПб., 1886. С. 4-5.
    10. Кальницкий М. Военный парад в честь крестителя Руси.
    11. Воспоминания Басова Владимира Федоровича. Хранится в архиве школьного музея «История школы МБОУ СОШ №2 п. Добринка»
    12.  Воспоминания Смольянинова Владимира Викторовича. Хранится в архиве школьного музея «История школы    МБОУ СОШ№2 п.Добринка»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Басов (13.11.2016)
    Просмотров: 383 | Рейтинг: 0.0/0
    Copyright © 2010 Все содержание является объектом авторского права.
    Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с ГИПЕРссылкой вида: http://www.istorikbasov.ru/ - Сайт учителя истории Басова В. Ф.
    Сделать бесплатный сайт с uCoz