Персональный сайт учителя гуманитарных наук
Владимира Федоровича Басова
по следующим предметам:
история, обществознание, политология, экономика, правоведение, МХК.

Меню сайта
Если вам понравился мой сайт, то скорее сделайте 2 вещи:
1. Добавить в Избранное или нажав кнопки: Ctrl+D.
2. Нажмите на ту кнопку социальной сети, в которой вы
зарегистрированы, чтобы поделиться с друзьями ссылкой на сайт и не забудьте оставить комментарий!
А лучше сразу в нескольких социальных сетях рассказать своим друзьям обо мне
Категории раздела
ИСТОРИЯ [32]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [14]
ПРАВОВЕДЕНИЕ [3]
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - МХК [0]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 125
Друзья сайта
  • сайт МОУ СОШ №2
  • Статистика

    Сейчас на сайте: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.05.2018, 17:07

    Главная » Статьи » ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

    Элективный курс обществознание 10-11 класс "Сферы и социальные институты общества"

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

     «Сферы и социальные институты общества»»

    1. КЛАСС

     

     

                                                    I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

    Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.

    Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.

    Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».

    Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

    В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.

     

    Рабочая программа элективного курса «Сферы и социальные институты общества» в 10-11 классах составлена на основе:

    -федерального компонента государственного стандарта среднего( полного) общего образования

    - пример­ной программы по обществознанию для среднего общего образования;

    - авторской программы :Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова. Человек и общество в 2-х ч. - М.: Просвещение;

         Рабочая программа опирается на использование учебников:

    Боголюбов Л. Н.  Обществознание:  Части 1,2. 10,11 класс  М.: Просвещение, 2012

          Кравченко, А. И., Певцова, Е. А. Обществознание: учебное пособие для 10,11 кл. – М.: Русское слово, 2010.

     

    II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

     

    Преподавание учебного предмета «Сферы и социальные институты общества» в 10-11  классах  введено как элективный  курс за счет часов школьного компонента.

    Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    В области познавательной деятельности:

    - умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

    - участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

    - выдвижение гипотезы, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования

    В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

    В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

    Изучение сфер  и социальных институтов общества в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

    - систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.

    -преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;

    -выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;

    -раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;

    -применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;

    -формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;

    -воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.

     

     

                К основным содержательным линиям примерной образовательной программы элективного  курса для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

    • биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
    • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
    • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
    • особенности социально-гуманитарного познания;

    -, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

    - социальные объекты, их общие черты и различия;

     

     

    Формы организации образовательного процесса. Формы организации элективного курса предполагают использование таких видов учебных занятий, как урок, лекция. Эти формы обучения  позволяют раскрыть разделы, темы курса, применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Они позволяют сформировать у обучающихся системные знания и личностные качества,  мировоззрение. Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность учащихся.  Реализация учебной программы планируется в ходе  проведения таких типов урока, как: урок изучения нового материала, комбинированный, контрольно- обобщающий урок, урок- практикум.

     

    Технология обучения: с опорой на личностно- ориентированный подход  предполагается активное использование следующих методов обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с текстом) , наглядные (иллюстрации, схемы, таблицы), практические (работа с дополнительными историческими источниками). К числу методов, влияющих на степень самостоятельности мышления обучаемых, относятся репродуктивные и продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические и т.д.) методы. Проблемное обучение в свою очередь предполагает формулирование проблемных вопросов, проблемные задачи, моделирование проблемных ситуаций.

     

    Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.  Ключевые компетенции направлены на получение знаний, умение решать проблемы, организовывать свои приемы получения знаний, на поиск информации, умение работать с документами, на сотрудничество в группах и адаптацию в современном обществе.

    Формирование учебно-познавательных компетенций предполагается осуществлять через использование компьютерных технологий и средств, а также проектную деятельность. Формирование коммуникативных компетенций связано с организацией работы в группах, умением выступать с докладами, сообщениями, с умением вести диалог, находить компромиссы.

    Информационные компетенции предполагается формировать через самостоятельную работу с различными источниками информации: учебниками, словарями, картами, атласами и т.д., через организацию самостоятельной работы с учетом возрастных  особенностей  и умственных способностей обучающихся.

    Формирование здоровьесберегающих компетенций связано с  использованием  индивидуальных средств и методов обучения.

    Коммуникативные компетенции формируются в ходе организации самостоятельной и индивидуальной работы, самоконтроль, устные ответы, сообщения.

    Формирование ценностно-смысловых компетенций связано с осуществлением индивидуальной и творческой деятельностью при работе на уроке и во внеурочное время при выполнении творческих заданий ( сочинение, презентация).  

     

    Виды и формы контроля: 1) устные (фронтальные и индивидуальные) и письменные (тестовый контроль, исторический понятийный диктант, проверочная работа);

    2) групповые, индивидуальные;

    3) текущие и итоговые;

    4) с использованием компьютера;

    5) подготовка презентаций. 

     

     

    III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     Рабочая программа элективного курса «Сферы и социальные институты общества»  рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 35 учебных часов в 10 классе и 35 учебных часов в 11 классе.

     

     

    IV. ЛИЧНОСТНЫЕ , МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     

     

    Личностными результатами изучения элективного курса «Из истории государства и права» являются следующие умения:                                             

    1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;                                   2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов                                               

    3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;                                                                                                      4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;                                                                                                              5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;                                                                                                                                                                                                                                     6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;                                                        7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

    9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера

    Метапредметными результатами изучения элективного курса «Из истории государства и права» являются следующие умения:

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

    Познавательные универсальные учебные действия:

    • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
    • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

     

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
    • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
    •  смысловое чтение.

    Предметными результатами изучения элективного курса «Из истории государства и права» являются следующие умения:

    1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

    • Добывать и критически оценивать информацию.                                                                                                                                                   Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы  Обобщать.   Группировать.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Сравнивать факты, явления и понятия.                                                                                                                                                                    Устанавливать причинно-следственные связи.

    2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

    • Определять и объяснять другим людям своё  отношение к общественным нормам.                                                                                                      Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за  свои поступки.  Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

    3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

    • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.                                         

     

     

     

     

     

                                                            

                                                            V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Сферы и социальные институты общества (70 часов)

    10 класс 35 часов

    Введение 1 час

    Общая характеристика особенности  КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ

    Модульный блок «Общество» 7 часов

    Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Спецефические черты общества.

    Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.

    Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества и культуры.

    Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.

    Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных институтов. Функции социальных институтов.

    Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды. Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.

    Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.

    Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира. Основные факторы единства современного человечества.

    Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.

    Контрольная работа по модульному блоку «Общество». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

     Духовная сфера  общества» 8 часов

    Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.

    Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

    Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции СМИ.

    Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические черты искусства. Функции искусства.

    Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.

    Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии образования.

    Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.

    Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.

    Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России.

    Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

    Модульный блок «Человек и познание» и его социальные институты

                                                              8 часов

    Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.

    Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность. Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.

    Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема смысла жизни человека. Самореализация.

    Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.

    Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир человека. Структура духовного .о мира человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от бессознательного.

    Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я»-концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.

    Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.

    Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.

    Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.

    Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт.

    Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

     

     «Политическая сфера общества»» 10 часов

    Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.

    Политическая система, ее структура и функции. Политическая система общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы.

    Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений. Основные этапы становления многопартийности в России.

    Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический , тоталитарный, авторитарный режимы.

    Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий.

    Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры.

    Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества.

    Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.

    Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической деятельности.

    Контрольная работа по модульному блоку «Политика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.

    Категория: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | Добавил: Басов (24.11.2015)
    Просмотров: 1225 | Рейтинг: 0.0/0
    Copyright © 2010 Все содержание является объектом авторского права.
    Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с ГИПЕРссылкой вида: http://www.istorikbasov.ru/ - Сайт учителя истории Басова В. Ф.
    Сделать бесплатный сайт с uCoz