Персональный сайт учителя гуманитарных наук
Владимира Федоровича Басова
по следующим предметам:
история, обществознание, политология, экономика, правоведение, МХК.

Меню сайта
Если вам понравился мой сайт, то скорее сделайте 2 вещи:
1. Добавить в Избранное или нажав кнопки: Ctrl+D.
2. Нажмите на ту кнопку социальной сети, в которой вы
зарегистрированы, чтобы поделиться с друзьями ссылкой на сайт и не забудьте оставить комментарий!
А лучше сразу в нескольких социальных сетях рассказать своим друзьям обо мне
Категории раздела
ИСТОРИЯ [32]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [14]
ПРАВОВЕДЕНИЕ [3]
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - МХК [0]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 125
Друзья сайта
  • сайт МОУ СОШ №2
  • Статистика

    Сейчас на сайте: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.05.2018, 17:02

    Главная » Статьи » ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

    подготовка к ГИА по обществознанию в 9 классе

    Из опыта работы  учителя обществознания

       Басова Владимира Федоровича

                 МОУ СОШ №2 п.Добринка

     

    Тема « Подготовка к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию выпускников 9 класса (в новой форме)».

     

           В школьном курсе обществознания интегрируются несколько социальных и гуманитарных наук: философия, экономика, социология, политология, социальная психология, культурология, правоведение.

    В той или иной степени эти науки представлены в содержании учебников за 8-9 классы, по которым проходит аттестация.

      На уроках анализируем и обобщаем полученную информацию из текстов параграфов, проблемные задания, документы, схемы, таблицы, диаграммы.

    Подбираю вместе с учащимися неадаптированные тексты научного, юридического, публицистического характера для самостоятельного извлечения знаний по заданным темам.

      Стараюсь увлечь обучающихся политическими и социально-экономическими событиями, чтобы они осознали социальные реалии и умели их анализировать. В этом помогают и межпредметные связи с историей, литературой, интегрированные уроки, внеклассные мероприятия, в частности, предметная неделя. Все это способствует практическому применению теоретических обществоведческих знаний.

      В процессе учебного года в 9 классах занимаюсь дополнительно целенаправленно с теми, кто готовится к аттестации. Занятия по структуре включают:

    - теоретическая часть ( изучение темы, понятий в соответствии с кодификатором элементов содержания экзаменационной работы);

    - первичное тематическое закрепление ( тесты,тексты, таблицы, диаграммы, учебное электронное издание « Практикум по обществознанию»);

    - практическая часть( проверка домашнего задания, работа над ошибками, записи определений новых понятий и терминов, которые не содержатся в кодификаторе);

    Кодификатор элементов содержания распечатан в виде таблицы, размножен для всех обучающихся. Эти таблицы использую при проверке знаний по понятийному ряду, применяем их на уроках.

     Экзаменационная работа состоит из 3-х частей.

    1-я часть «А» - 20 заданий с выбором ответа ( 14 базового и 6 повышенного уровней);

    2-я часть «В» - 5 заданий с кратким ответом (повышенный уровень);

    3-я часть «С» - 6 заданий с развернутым ответом ( 4 повышенного и 2 высокого уровней сложности);

    На выполнение работы отводится 180 минут (3 часа).

    Обучающиеся ведут две общие тетради. В первой «Теория и практика» ведутся записи теоретического материала по изучаемой теме и выполняются домашние задания по предложенному варианту КИМов. Обычно даю один вариант КИМов для удобства проверки домашнего задания и выполнения работы над ошибками.

    Вторая тетрадь в виде записной книжки по разделам: общество, человек, познание, право, политология, экономика, социология, культурология.

    В нее обучающиеся записывают, а затем заучивают  новые понятия, термины, встречающиеся в различных тренировочных вариантах, неадаптированных текстах, т.е. это дополнение к кодификатору элементов содержания.

     По части «А» тренируемся в определении названия раздела, по которому задан тест, учимся определять границы этих разделов. Выделяем ключевое понятие теста, даем ему теоретическое определение. Этот вид работы использую как при тематическом, так и при итоговом закреплении экзаменационного материала.

     По части «В» использую различные задания из учебника, электронных пособий, КИМов. Опять же идет тренинг- соревнование в режиме сжатого времени (цейтнота), как на экзамене, по следующим параметрам:

    - сравнение социальных объектов, выявляем их общие и различные черты, например, права и морали, авторитарного и тоталитарного политических режимов, религии и искусства;

    - классифицируем признаки проявления, структурные элементы социальных объектов, например, проявления глобальных проблем, жизненные ценности молодежи, институты политической системы государства;

    - распознаем понятия и их составляющие, т.е. соотносим видовые понятия с родовым и исключаем лишнее, например, из ряда понятий , относящихся к трудовому праву, необходимо исключить одно, выполняем тесты на установление соответствия, например, между фактом и сферой общественных отношений,  устанавливаем логическую последовательность заданных элементов, например, процессов общения, возникновения государства.

     Третья часть экзаменационной работы представляет собой текст с шестью заданиями. Тексты являются источниками социальной информации.

    Например, « Экономическая функция семьи», «Алкоголизм – проблема современной молодежи», « Менталитет народа».

    В задании С1 необходимо составить план. Даю теоретическое определение понятия «план», как четкое последовательное предоставление частей содержания изучаемого текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную идею соответствующего фрагмента.

    Обучающиеся внимательно читают текст, уясняют его содержание. Важно понять смысл темы, выявить основные идеи текста. Внимательное прочтение текста помогает выполнить другие задания части С на извлечение и интерпретацию информации. Выделяем смысловые фрагменты, озаглавливаем их. Желательно, чтобы пункты плана не дублировали фразы из текста.

     План составляем простой, т.е. включающий название значимых частей текста, или сложный, т.е. с добавлением смысловых компонентов. Допускаем следующие формы плана: - назывной, т.е.  повествовательный;

                                                 - вопросный, когда каждому информационному центру соответствует вопрос;

                                                 - тезисный, когда кратко формулируется основное положение абзаца текста;

     Задания С2,С3  предполагают извлечение информации из текста в явном виде, т.е. непосредственно по тексту. Тренируемся в том, чтобы найти в тексте несколько правильных единиц информации, т.е. элементов ответа. Выбираем цитаты из текста, допускаем незначительную интерпретацию, не искажающую его смысл.

     Задание С4 выходит за рамки содержания текста. Например, по тексту «Экономическая функция семьи» в задании ставится вопрос «Что означает воспроизводство человека как личности в условиях рыночных отношений?» Для ответов учащиеся привлекают факты общественной жизни прошлого и современности, используют личный социальный опыт, моделируют различные ситуации.

     Задание С5 ориентирует на связь текстовой информации с реальной жизнью

    Так в дополнение к вышеупомянутому  тексту формулируются следующие задания: - приведите по два примера участия своей семьи в общественном производстве и распределении ролей в процессе ведения домашнего хозяйства;

                   - что входит в ваши непосредственные обязанности?

    Для тренинга используем проблемные ситуации и высказывания, социальные факты, статистические данные.

     Шестое задание предполагает собственное суждение учащихся по актуальному вопросу общественной жизни, объяснения нераскрытых понятий текста и приведения не менее двух собственных аргументов в защиту или опровержение  позиции автора. Причем объяснения должны быть ясными, логичными, с опорой на обществоведческие знания.

    Например, в тексте «Ролевая теория личности» приводится цитата Э.Фромма « Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств…»

    Учащиеся высказывают собственное суждение, приводят два аргумента в подтверждение своей точки зрения.

     На занятиях также  использую КИМы, тексты из них для ЕГЭ 11 класса, составляю специальные вопросы, адаптированные для учащихся 9 класса.

     

    Категория: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | Добавил: Басов (08.07.2011)
    Просмотров: 13539 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/7
    Copyright © 2010 Все содержание является объектом авторского права.
    Копирование и размещение материалов на других сайтах разрешается только с ГИПЕРссылкой вида: http://www.istorikbasov.ru/ - Сайт учителя истории Басова В. Ф.
    Сделать бесплатный сайт с uCoz